Занимательные задачи по теореме Пифагора
Древнеиндийская
задача
Над
озером тихим
С
полфута размером
Высился
лотоса цвет.
Он
рос одиноко,
И
ветер порывом
Отнёс
его в сторону. Нет
Боле
цветка над водой.
Нашёл
же рыбак его
Ранней
весною
В
двух футах от места, где рос.
Итак,
предложу я вопрос:
"Как
озера вода здесь глубока?”
Какова
глубина в современных единицах длины
(1 фут приближённо равен 0,3 м)?
Решение.
Выполним
чертёж к задаче и обозначим глубину
озера АС =Х, тогда AD = AB = Х + 0,5 .
Из
треугольника ACB по теореме Пифагора
имеем AB2
– AC2
= BC2,
(Х
+ 0,5)2
– Х2
= 22
,
Х2
+ Х + 0,25 – Х2
= 4,
Х
= 3,75.
Таким
образом, глубина озера составляет
3,75 фута.
3,
75 • 0,3 = 1,125 (м)
Ответ:
3,75 фута или 1, 125 м.
2.Задача
индийского математика XII в. Бхаскары.
На
берегу реки рос тополь одинокий. Вдруг
ветра порыв его ствол надломал. Бедный
тополь упал. И угол прямой с теченьем
реки его ствол составлял.
Запомни
теперь, что в том месте река в четыре
лишь фута была широка. Верхушка
склонилась у края реки, осталось три
фута всего от ствола. Прошу тебя, скоро
теперь мне скажи: у тополя как велика
высота?
Решение.
Пусть
CD
– высота ствола.
BD
= АВ. По теореме Пифагора имеем АВ = 5
. CD
= CB
+ BD,CD
= 3 + 5 =8. Ответ: 8 футов.
3. Задача
арабского математика XI в
На обоих
берегах реки растет по пальме, одна
против другой. Высота одной 30 локтей,
другой – 20 локтей. Расстояние между их
основаниями – 50 локтей. На верхушке
каждой пальмы сидит птица. Внезапно обе
птицы заметили рыбу, выплывшую к
поверхности воды между пальмами. Они
кинулись к ней разом и достигли её
одновременно. На каком расстоянии от
основания более высокой пальмы появилась
рыба?
Решение:
Итак,
в треугольнике АDВ: АВ2
=ВD2
+АD2
АВ2=302
+Х2
АВ2=900+Х2;
в
треугольнике АЕС: АС2=
СЕ2+АЕ2
АС2=202+(50
– Х)2
АС2=400+2500
– 100Х+Х2
АС2=2900
– 100Х+Х2.
Но
АВ=АС, так как обе птицы пролетели эти
расстояния за одинаковое время.
Поэтому
АВ2
=АС2
,
900+Х2
=2900 – 100Х+Х2,
100Х=2000,
Х=20,
АD=20.
Значит,
рыба была на расстоянии 20 локтей от
большой пальмы.
Ответ:
20 локтей.
|