Научные достижения и сочинения Пифагора
Научные достижения
В современном мире Пифагор считается великим математиком и космологом древности, однако ранние свидетельства до III в. до н. э. не упоминают о таких его заслугах. Как пишет Ямвлих про пифагорейцев: «У
них также был замечательный обычай приписывать всё Пифагору и нисколько
не присваивать себе славы первооткрывателей, кроме, может быть,
нескольких случаев.»
Античные авторы нашей эры отдают Пифагору авторство известной теоремы:
квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равняется сумме
квадратов катетов. Такое мнение основывается на сведениях
Аполлодора-исчислителя (личность не идентифицирована) и на стихотворных
строках (источник стихов не известен):
«В день, когда Пифагор открыл свой чертёж знаменитый,
Славную он за него жертву быками воздвиг.»
Современные историки предполагают, что Пифагор не доказывал теорему, но мог передать грекам это знание, известное в Вавилоне
за 1000 лет до Пифагора (согласно вавилонским глиняным табличкам с
записями математических уравнений). Хотя сомнение в авторстве Пифагора
существует, но весомых аргументов, чтобы это оспорить, нет.
Аристотель
затрагивает развитие представлений о космологии в работе «Метафизика»,
однако вклад Пифагора в ней никак не озвучен. По Аристотелю
космологическими теориями занимались пифагорейцы в середине V в. до н. э.,
но, видимо, не сам Пифагор. Пифагору приписывают открытие, что Земля —
шар, но то же открытие наиболее авторитетный автор в этом вопросе, Феофраст, отдаёт Пармениду. Да и Диоген Лаэртский сообщает, что суждение о шарообразности Земли высказывал Анаксимандр Милетский, у которого учился Пифагор в юности.
В то же время, научные заслуги школы пифагорейцев в математике и
космологии бесспорны. Точку зрения Аристотеля, отражённую в его
несохранившемся трактате «О пифагорейцах», передал Ямвлих. По Аристотелю, истинными пифагорейцами были акусматики, последователи
религиозно-мистического учения о переселении душ. Акусматики
рассматривали математику как учение, исходящее не столько от Пифагора,
сколько от пифагорейца Гиппаса. В свою очередь математики-пифагорейцы,
по их собственному мнению, вдохновлялись направляющим учением Пифагора
для углублённого изучения своей науки.
Сочинения Пифагора
Пифагор не писал трактатов. Из устных наставлений для простого народа
невозможно составить трактат, а тайное оккультное учение для избранных
нельзя было доверить книге. Ямвлих так комментирует отсутствие трудов
Пифагора:
«Замечательно также и их упорство в неразглашении учения: за
столько лет до поколения Филолая, как представляется, никто не
столкнулся ни с одним пифагорейским сочинением. Филолай первым из
пифагорейцев опубликовал три нашумевшие книги, которые, как говорят,
Дион из Сиракуз купил за сто мин по указанию Платона, когда Филолай впал
в крайнюю нужду.»
Диоген перечисляет названия этих книг, приписываемых Пифагору: «О воспитании», «О государстве» и «О природе».
Однако ни один из авторов в первые 200 лет после смерти Пифагора,
включая Платона, Аристотеля и их преемников в Академии и Лицее, не
приводит цитат из трудов Пифагора или хотя бы указывает на существование
таких трудов. С начала новой эры античным писателям неизвестны труды
Пифагора, как сообщили о том Плутарх, Иосиф Флавий и Гален.
В III в. до н. э.
появилась компиляция высказываний Пифагора, известная под названием
«Священное слово», из которой позднее возникли так называемые «Золотые
стихи» (иногда их относят к IV в. до н. э. без веских оснований). Впервые цитаты из этих стихов цитируются Хрисиппом в III в. до н. э.,
хотя, возможно, в то время компиляция ещё не сложилась в законченный
вид. Заключительный отрывок из «Золотых стихов» в переводе И. Петер:
Ты же будь твёрдым: божественный род присутствует в смертных,
Им, возвещая, священная всё открывает природа.
Если не чуждо это тебе, ты наказы исполнишь,
Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь.
Яства, сказал я, оставь те, что я указал в очищеньях
И руководствуйся подлинным знанием — лучшим возничим.
Если ты, тело покинув, в свободный эфир вознесёшься,
Станешь нетленным, и вечным, и смерти не знающим богом.
|