Школа Пифагора
О прибытии Пифагора в Кротон сохранилось интересное
свидетельство Дикеарха. Когда Пифагор прибыл в Италию и появился в
Кртоне. Он расположил к себе весь город как человек много
странствовавший, необыкновенный и по своей природе богато одаренный
своей судьбой. Он обладал величавой внешностью и большой красотой,
благородством речи, нрава и всего остального. Сначала, произнеся долгую и
прекрасную речь, он очаровал старейшин, собравшихся в совете, затем по
их просьбе дал наставления юношам, после этого детям, собранным вместе
из школ и, наконец, женщинам, когда и их созвали, чтобы его послушать. Он
был человеком с сильными социальными и политическими предубеждениями и
глубоким чувством собственной значимости. Он был избранным лидером,
пророком, но не без хитрости и хорошего знания практических деталей и
средств, которые только и могут объяснить его последующий феноменальный
успех. Немалый успех сыграло то, что Пифагор прибыл в
Кротон в тяжелый для города период и каким-то образом сумел
использовать эту ситуацию в своих целях. Слава Пифагора как воспитателя
настолько велика, что все юноши хотели стать его учениками, а их отцы
предпочитали, чтобы они проводили время с ним, нежели занимались
собственными делами. Платон в своем единственном упоминании о Пифагоре
называет его «предводителем юношества», создавшим особый пифагорский
образ жизни. Политическое влияние сторонников Пифагора возрастало
постепенно, по мере их возмужания и включение в государственную
деятельность. Нет никаких сведений о том, что
пифагорейское сообщество, совершив в Кротоне государственный переворот,
заняло место законно правительства в совете старейшин. Пифагор не
занимал никакой занимаемой должности. Это не значит, что Пифагор стоял в
стороне от политики. Для всех - и высших, и низших -
у Пифагора было мудрое изречение: следует избегать всеми средствами,
отсекая огнем и мечом, и всем, чем только можно, от тела - болезнь, от
души - невежество, от желудка - излишнего, от города - смуту, от дома -
раздоры, и от всего вместе - неумеренность. Сообщество,
созданное Пифагором, оказалось весьма жизнеспособным. Несмотря на его
бегство в Метапонт, оно сумело очень быстро оправиться от удара,
нанесенного выступлением Килона. Влияние пифагорейских гетерий на
политику осуществлялось не в форме прямого правления, а путем участия
отдельный пифорейцев в деятельности правительства каждого из городов. В
течение всего этого времени пифагорейцы оставались активными
сторонниками аристократического образа правления. После перехода власти в
руки демократии, первый, и самый мощный удар был нанесен по
пифагорейским гетериям. Во многих городах Великой Греции были сожжены
дома, где собирались пифагорейцы, часть из них была убита, другие бежали
в континентальную Грецию, где возникли центры пифагореизма. Но теперь
пифагорейцы самостоятельной роли в политике не играли. Собрав
группу учеников, Пифагор посвятил их в глубокую мудрость, им открытую, а
также в основы оккультной математики, музыки и астрономии. Эдуард Шюре
писал: «Эта маленькая община избранных как бы освещала собой
раскинувшийся внизу многолюдный город. Ее светлая ясность привлекла
благородные инстинкты юности, но нелегко было проникнуть в ее внутреннюю
жизнь, и все знали, как труден доступ в среду немногочисленных
избранных». Молодые люди, желавшие поступить в
общину, должны были пройти некоторые испытания. Сначала новичок попадал в
гимнастический зал, где он вместе с другими учениками упражнялся в
различных играх. С первого же взгляда он замечал, что этот зал не
походил на все остальные в городе: здесь не было ни громких криков, ни
тщеславного выставления своей силы или мускулов атлета. Среди молодых
людей царствовали вежливость и доброжелательность. Пифагор запрещал в
своей школе единоборство, говоря, что рядом с развитием ловкости это
вводит в гимнастические упражнения элемент гордости и озлобления. Затем
пифагорейцы приглашали новичка свободно высказаться, не стесняясь
оспаривать их мнения. В восторге, что его так любезно слушают новичок
начинал разглагольствовать. В это время появлялся Пифагор, чтобы
проследить за его жестами. Древний философ придавал особое значение
смеху и походке молодых людей. «Смех, - говорил он, - самое несомненное
указание на характер человека». Он считал, что смех не сможет скрыть
характер злого. Пифагорейские сообщества были
разбросаны по десятку городов Южной Италии, а затем собственно Греции, и
совместные занятия, равно как и общее руководство были в этой ситуации
невозможны. Маловероятно, чтобы даже в Кротоне времени Пифагора занятия
носили регулярных характер и касались всех членов общества. Пифагорейцы,
как и Платон, придавали большое значение воспитанию и образованию
юношества и разработали обширную систему педагогических методов. Но хотя
в пифагорейском обществе и практиковалось обучение, оно было создано не
для этого. Не совместные занятия ради достижения мудрости были его
главной целью - ведь подавляющее большинство пифагорейцев не имели
отношения к философии и науке. Древний философ
стремился развить в своих учениках, прежде всего, интуицию. Ведь
мудрость есть понимание источника, или причины всех вещей, и может быть
достигнута только поднятием интеллекта до той точки, где он интуитивно
осознает невидимые явления, направленные через видимые, становясь, таким
образом, способным к общению скорее с духами вещей, нежели с их
формами. Эта способность и есть интуиция. Развивая в
своих учениках способность интуитивно познавать мир, Пифагор исходил из
естественных чувств человека и основных обязанностей при по вступлении в
жизнь и показывал соотношение последних с мировыми законами. Запечатляя
в сердцах молодых людей любовь к родителям, Пифагор расширял это
чувство отождествлением отца с идеей Бога, а мать - с идеей Природы. Но
на данном этапе Пифагор считал, что идея Единого Бога, Верховной истины,
будет непонятна ученикам. Поэтому им давалось лишь предвидение ее,
перенесенное на музыку и числа.
|